Коммуналка года: от ЧС до концессии. Что не заметили жители Ижевска за трубами отопления и ГВС?

K 4912
J
Жанна Ситникова

Весь 2016 год жители Ижевска наблюдали некий спектакль, сыгранный на теплосетях города. Кто-то — в первом ряду и с интерактивом, кто-то — как сторонний наблюдатель. Пока вскипали страсти и замерзали надежды, ижевчане почти забыли, что коммунальные проблемы города на концессии не заканчиваются. 

Замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис во время приезда в Ижевск. Фото: ©«ДЕНЬ.org»

Местами — спектакль, местами — фильм, основанный на реальных событиях. Еще прошлой зимой, когда в городе был введен режим ЧС из-за массовых аварий на теплосетях и в Ижевск начали друг за другом приезжать федеральные чиновники, сложилось впечатление, что многое  происходило словно под заказ интересов определенного круга лиц. К примеру, ижевчане возлагали большие надежды на приезд замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса: мол, спасет пострадавших и накажет виновных. Но итогом его визита стало едва ли не требование передать теплосети города в концессию. Естественно, ПАО «Т Плюс», потому что именно эта структура была заложена в сценарии по умолчанию. Также приезжавший в Ижевск руководитель «Т Плюс» Борис Вайнзихер, ныне томящийся в СИЗО, тогда выглядел не виноватым, а довольным.

В ожидании чиновников из полпредства в январе 2016-го ижевчане готовы были разорвать главу города и руководителя УКСа на кусочки. Фото: «ДЕНЬ.org»Надо отдать городским властям должное — они пытались сопротивляться: собирались расторгнуть договор аренды теплосетей с УКСом, несколько месяцев методично возвращали потенциальному концессионеру — «дочке» «Т Плюс» — проект концессионного соглашения, потому что в нем не были в достаточной мере прописаны интересы города. Но очевидно, что в своих действиях власти Ижевска были не так уж и свободны, потому что за весь год администрация города несколько раз внезапно меняла принципиальную позицию по вопросу теплоснабжения: сначала передумала расторгать договор аренды, потом внезапно согласилась на концессию, далее была история с таким же внезапным внесением в повестку Гордумы пункта о повышении тарифов под концессию. Итогом стало отстранение в силу закона депутатов Гордумы от «концессионного вопроса» и неожиданное подписание соглашения, пока город спал после митинга против передачи сетей УКСу. 

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Что ж, концессия, которая визуально выглядит как увесистое собрание сочинений в торжественно-красной папке, перевязанной обычной льняной тесемкой, свершилась. А за замороженный в начале 2016-го город был наказан только один человек, и то косвенно — своего кресла лишился теперь уже бывший вице-премьер по вопросам ЖКХ Андрей Сивцов.

Фото: пресс-служба Фонда капремонта в УдмуртииПока разворачивалась драма на теплосетях, за ее кулисами происходили не менее драматичные события. В 2016-м исполнился год, как в Удмуртии начали собирать взносы за капремонт. Республика стала едва ли не единственным регионом России, где сложилась почти ненормальная ситуация: большинство домов выбрали в качестве способа накопления денег для ремонтных работ спецсчета, владельцами которых являются управляющие компании, которые получили отличную кормушку в виде взносов. Как идет движение денег по счету, неясно, услуги по капремонту оцениваются очень дорого, чтобы, очевидно, была возможность «попилить» между УК и подрядчиками разницу между среднерыночной ценой и по факту перечисленными суммами.

Результатом бардака в этой сфере стал скандал с 41 домом, обслуживаемым «Городской УК» и переведенным со спецсчета в «общий котел». Фонд капремонта, несмотря на то, что жители исправно платили взносы, денег на этих спецсчетах не нашел и выставил людям долг. В результате собственники получили требования оплатить за капремонт от 5 до 10 тысяч рублей. Сейчас проверку проходят еще около 200 домов, и не исключено, что многие также окажутся в «общем котле».

Фото: © «ДЕНЬ.org»К слову, «Городская УК» стала предвестником еще одной надвигающейся на город беды. В последнее время в Ижевске участились случаи появления запаха газа в квартирах и подъездах, из-за чего многоквартирные дома на несколько суток отключаются от голубого топлива. Газовики говорят — сети изношены, их нужно менять и чаще проверять. Управляющие организации, на которые возложена обязанность следить за работоспособностью оборудования, кивают на специалистов по газу — мол, они не проверяют, а просто деньги собирают. В результате не заключаются договоры на обслуживание, а газовые сети постепенно выходят из строя. При этом и те и другие хотят побольше денег на эту строку.

А это — повышение тарифа. Кстати, на фоне борьбы с концессий очередное повышение тарифов на услуги ЖКХ в Ижевске прошло как-то спокойно. Гораздо ощутимее будет реакция, наверное, в будущем году, когда жители города получат первые квитанции с заметно подросшими суммами после глобального роста тарифов, специально «заточенного» под концессию.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

«Концессия — рост тарифов, газораспределение — рост тарифов. Обслуживание и ремонт внутридомового оборудования стоит отдельных денег. Никто не хочет просто сесть и посчитать, во сколько это все выльется, — сказал член Общественной палаты Удмуртии Александр Шерминский и добавил: — Озвереть же можно».


Читайте также


comments powered by HyperComments